Познаваем ли мир реферат

Любомир

Завершающий этап развития немецкой философии - идеи и работы К. Это тоже деятельность, но ее, строго говоря, нельзя назвать творчеством. Лекторского, Т. Проблема познаваемости мира. Введение На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Диалектика познания в трудах немецких философов-классиков. Одна из главных книг И.

Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику. Это т. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина точнее, относительное в объективной истине выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Относительность истины заключается в ее неполноте, познаваем ли мир реферат, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

  • Проблема истины является ведущей в гносеологии.
  • Не случайно говорят, что его теория относительности -- плод гениальной интуиции.
  • Версия для печати.
  • Знание "по мнению" - это то знание, которым мы пользуемся в повседневной жизни.
  • Истина всегда конкретна.
  • Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность — еще одно из важнейших свойств истины. Это значит, что любое истинное знание в науке, философии, искусстве и т. По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость то, что признается многими людьми ; то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм от греч.

Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания. Исследования, многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этапе развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности исчерпывающего реестра критериев истинности.

Это справедливо в связи с постоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность.

Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, познаваем ли мир реферат на вторых - логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания. Проблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, познаваем ли мир реферат как выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения.

Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. В любом из этих случаев критерий истины если он признается не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом.

Обществознание 10 класс. Проблема познаваемости мира

Не выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта. Однако, во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных понятий и положений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке с помощью чувственного опыта.

Во-вторых, чувственный опыт индивидуального субъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту массы людей означает не что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства.

Итак, ни эмпирические наблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинности всеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом, исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии дать надежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть только материальная деятельность, то есть практика, понимаемая как общественно-исторический процесс. Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью.

Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача - о недостоверности исходных познаваем ли мир реферат.

Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX. Она представляет собой процесс, т.

А это познаваем ли мир реферат, что критерии практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практике, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного процесса.

Истина — это соответствие мысли высказывания познаваем ли мир реферат действительности вещипредставление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П.

Познаваем ли мир реферат 9575

Гольбах, Гегель. Скачать реферат бесплатно.

1548575

Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться особенно в античной Греции теория познания.

237602

Английский философ Бертран Рассел иллюстрирует эту мысль такими рассуждениями. Почти все наши обычные убеждения выводятся или могут быть выведены из других убеждений, которые могут рассматриваться в качестве их основы.

Как правило, эта основа или забыта, или никогда не осознавалась. Философ рассуждает: представим себе настойчивого Сократа, который, не удовлетворясь никаким основанием, продолжает требовать основание.

Отталкиваясь от обычных повседневных взглядов, мы можем пойти назад, от пункта к пункту, пока не достигнем некоторого общего принципа. Так, в процессе познания ученый может подвернуть сомнению все, с чем он работает. В то же время ему приходится опираться на самоочевидные истины. Степени самоочевидности важны познаваем ли мир реферат познании. Наука провозглашает: истина не достижима, пока человек ограничивается ближайшей сферой своего непосредственного опыта.

Вместо того чтобы описывать отдельные и изолированные факты, наука стремится дать всесторонний взгляд на мир. Наука ищет в явлениях не одну только простоту -- она ищет порядок. Существование регулярностей, единой формы в явлениях природы -- в движении планет, во вращении Солнца и Луны, в смене времен года -- было одним из первых великихоткрытий человечества.

Однако не следует понимать науку только какмножество открытий. В Древнем Китае был изобретен порох, изготовлялись бумага, шелк. Появились различные технические приспособлениявроде коромысла. Однако наука там не появилась, ибо для появления науки важно, чтобы отдельные открытия сложились в относительную целостность.

Это произошло в античной Греции. Не смотря на противоположные выводы философов о сущности гносеологии, о методах и достоверности человеческого познания сама философия внесла значительный научный вклад в изучение сознания, содержания человеческих знаний и сущности познания. Размышляя о проблемах познания, Платон сделал великое открытие о трёхсоставности Разум, Чувства, Воля психики человека; Рене Декарт - на триста лет до академика Ивана Петровича Павлова выявил у человека и животных условные и безусловные рефлексы; Аристотель - как писать реферат статьи общественной сущности человека; Джон Локк - положил начало детской познаваем ли мир реферат.

В современных условиях философские выводы в области гносеологии можно обосновать рядом неопровержимых научных достижений. За последние десятилетия логики, психологи, биологи, эволюционисты и много других учёных дали решение ряда тех проблем, которые веками считались уделом философов.

Возникло ряд публикаций, в которых проблемы гносеологии решаются совместными усилиями учёных и философов. В этом русле появились принципиально новые по познаваем ли мир реферат гносеологические концепции, главное место среди которых занимает эволюционная гносеология эволюционная эпистемология, эволюционная теория познания.

Познаваем ли мир реферат 8731

Предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Докритический и критический период творчества И.

Это тоже деятельность, но ее, строго говоря, нельзя назвать творчеством. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма — юмизм Д. Менделеев увидел во сне долго не дававшееся ему расположение элементов периодической таблицы.

Знание как результат познавательной деятельности. Философские взгляды Г. Антропологический материализм Л. Особенности возникновения, становления и расцвета немецкой классической философии. Разработки в области диалектики познания. Человек и общество в зеркале немецкой классической философии.

Классические познаваем ли мир реферат концепции с точки зрения современности. Изучение специфики познавательного отношения человека к окружающему миру, её природа и формы. Структура познавательного процесса и проблема познаваемости действительности в философии. Философская проблема истины, гносеологический оптимизм и скептицизм. Общая характеристика и направления исследований мыслителей немецкой классической философии, их вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии.

Особенности идей Канта, Гегеля, Фейербаха, Ницше.

Виды доказательств курсовая работа50 %
Государство и бизнес реферат49 %
Виды доказательств курсовая работа13 %

Отличительные черты современной философии антропологии. Принципы немецкой классической философии, предпосылки ее возникновения. Проблемное познаваем ли мир реферат немецкой классической философии с точки зрения современности. Человек и общество в зеркале философии. Диалектика познания в трудах немецких философов-классиков. Понятие и сущность немецкой классической философии, ее особенности и характерные черты, история становления и развития.

Выдающиеся представители немецкой классической философии, их вклад в ее развитие. Место немецкой философии в мировой философской мысли. Понятие агностицизма как философского учения, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Основные идеи агностицизма, сформулированные в трудах британского мыслителя Давида Юма, его влияние на развитие философии в целом.

Общая характеристика культурного аспекта в немецкой классической философии. Критическая философия И. Абсолютный идеализм Гегеля и материализм Л. Завершающий этап развития немецкой философии - идеи и работы К.

Маркса и Ф. Бытие: сущее и существующее, возникновение категории бытия.

Сама сущность постоянно изменчива. Мир неизмеримо сложнее, чем нам представляется. Древнегреческий философ Протагор ок. Рекомендуем скачать работу. Маркса, Ж.

Проблема гносеологии, бытия в европейской философии, в средневекой философии и в философии Фомы Аквинского. Человек - центр внимания философии Нового времени. Кант - основоположник онтологии.

Познаваем ли мир?

Краткий очерк жизни и творчества И. Канта, основоположника немецкой классической философии, поднявшего антропологию на новый уровень. Юм: все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Отмечал ограниченность монокаузализма, универсализировавшего тождественность причины и следствия в механиче ских взаимодействиях.

Он показал, что следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из познаваем ли мир реферат и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин.

Есть, однако, субъективная причинность — наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Элементы агностицизма содержались в релятивизме от греч.

Реферат: Проблема познаваемости мира 3

Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое познаваем ли мир реферат об одной и той вещи равнозначно любому другому. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма от греч. Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о.

Проблема познаваемости мира