Реферат на тему педагогика и психология

Сократ

Личность формируется в деятельности, во взаимодействии с материальной и социальной средой. Психология воспитания — наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической психологии, изучающий внутренние психологические механизмы становления и развития личности в целом, а также отдельные ее свойства 2. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. Основные концепции психического развития. Во-первых, предметный образ объекта, формирующийся в какой-то одной модальности, является результатом интеграции ощущений различных модаль-ностей, возникающих в процессе взаимодействия с данным конкретным объек-том. Кроме того, в системе образования используются различные психодиагностические методики, направленные на изучение психологической готовности ребенка к школе, школьной мотивации, школьной зрелости, проблем адаптации ученика, его взаимоотношений с учителями и товарищами, профессиональной ориентации. Под таким же термином - педагогическая психология развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета. В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки. Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен.

Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, то есть то, что именно она изучает в объекте.

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, тему педагогика ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии. Например, В. Крутецкий считает, что педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психике, то есть формирование психических новообразований.

Совершенно другой точки зрения придерживается В. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной реферат. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному.

Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. психология

[TRANSLIT]

Такая позиция В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется. Существует ряд и других точек зрения. Однако большинство ученых придерживается мнению, согласно которому предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса.

Исследования в этой области направлены на выявление:. Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев реферат на тему педагогика и психология протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения. Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности.

Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий учащимися средней школы.

Изучена также роль жизненного опыта учащихся, характера предъявляемого учебного материала в усвоении знаний. В педагогической психологии все чаще стали использовать другой путь: изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения.

Исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Проведенные исследования имеют важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения и выявления условий для эффективного умственного развития учащихся. Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся. В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий.

Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Исследования в этой области направлены на изучение:. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:.

Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции реферат на тему педагогика и психология развития.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Так, например, одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Это, во-первых, реферат на тему педагогика и психология внутренней свободы, реализация которой развивает в человеке качества цельности и независимости в делах и суждениях.

Третья идея этики и отчет по практике в колледже психолога воспитания -- идея благорасположения, заключающаяся в согласова-нии воли человека с потребностями, желаниями других людей. Чет-вертая идея -- идея права, которая лежит в основе урегулирования конфликтного поведения людей. И наконец, идея справедливости, ко-торая должна служить руководящим началом в отношениях между людьми и в отношениях между человеком и обществом.

На основании принципа справедливости, должна присуждаться награда человеку, принесшему пользу обществу, или должно применяться наказание к человеку, нарушающему закон. Сеточки зрения современной педагогики под воспитанием подра-зумевается целенаправленная деятельность по формированию у детей и не только у детей системы социально приветствуемых качеств лич-ности, моральных и этических норм и убеждений.

В рамках такого оп-ределения могут быть выделены два аспекта. Первый аспект -- рас-смотрение воспитания в широком смысле как процесса социализации реферат на тему педагогика и психология под воздействием на нес общества в целом, что происходит в ходе формирования взаимоотношений личности с различными обще-ственными институтами, такими как семья, школа, рабочие коллекти-вы, средства массовой информации, явления и средства культуры, об-щественные организации и т.

Во втором аспекте воспитание рас-сматривается в более узком, педагогическом смысле как специальным образом организованный, управляемый процесс формирования лич-ности, целенаправленно осуществляемый педагогами и родителями.

  • Любой организм живет в постоянно изменяющихся услови-ях среды.
  • Естественные науки и медицина.
  • Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вни-манием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
  • Любой организм живет в постоянно изменяющихся услови-ях среды.
  • Самосознание подростка.

Исходя из сказанного цели процесса воспитания заключаются в формировании гармоничной, духовно богатой, всесторонне развитой личности. В результате воспитания человек должен обладать творче-ской и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем куль-туры, моральных и нравственных норм, должен быть социально ком-петентным и востребованным, способным к совершенствованию себя и внешнего мира.

Таким образом, любые формы воспитания осуществляются непос-редственно в ходе процессов социализации личности, т. Процессы социализации и воспитания могут проходить сти-хийно и целенаправленно, причем в первом варианте на человека воз-действуют многие, часто противоречивые факторы общественной жизни. В частности, часто противоречащими являются нормы общест-ва и нормы определенного общественного слоя или группы людей.

Сложность процесса воспитания во многом определяется сложностью установления приоритетов, упорядочения в сознании человека мо-ральных и этических норм общества в целом, семьи, социальной груп-пы, к которой он принадлежит, социальной группы, к вхождению в ко-торую он стремится. В качестве примера можно рассмотреть различие норм поведения школьника реферат на тему педагогика и психология отношении доклад о процентах по математике результатов самостоятельных ра-бот, принятых среди сверстников, и норм, приветствуемых воспитате-лями, преподавателями и родителями.

В качестве другого типичного примера можно привести различия в нормах справедливости и воз-можности покрывать проступки друзей. Эти нормы часто бывают раз-ными и противоречащими друг другу, например, с точки зрения закона и с точки зрения правил определенного социального слоя, являющего-ся значимым для данного конкретного человека.

Спрашивается, как должен в подобных случаях вести себя воспитатель, чтобы привить воспитуемому правильный взгляд на вещи, тем более что во многих случаях вопрос, что представляет собой правильный взгляд, остается весьма спорным?

Именно такие принципиальные сложности, возникающие практи-чески на каждом шагу процесса воспитания, делают обоснованны: отношение к воспитанию скорее как к искусству, чем как к науке или ремеслу. Классификация видов воспитания может проводиться по несколь-ким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержа-тельному основанию разделяет воспитание на умственное, нравствен-ное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого ти-па может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологи-ческое, экономическое, гражданское и другие виды.

Другим типом яв-ляется классификация по институциональному принципу, когда вос-питание реферат на тему педагогика и психология на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнитель-ного образования таких, как кружки по интересам, спортивные сек-ции и т.

PT202 Rus 37. Теории развития в педагогической психологии. Реферат.

На рубеже XX. Вообще говоря, в развитии основ педоло-гии кроме педагогов и психологов принимали активное участие веду-щие ученые из разных областей науки: психиатры, дефектологи, физи-ологи. Одним из основных положений педологии было представление о ребенке как целостной системе, что может быть коротко обозначено как принцип целостности. С современных позиций этот принцип может быть истолкован как идея о необходимости тесного взаимопроникновения различных областей антропологических наук в педагогическую практику.

Дан-ный принцип как бы реализовывал ранний тезис К. Ушинского, ко-торый еще в г. Комплексный подход к педагогическому процессу определял и другие принципы педологии. Генетический принцип указывает, что ре-бенка можно понять только учитывая фактор его постоянного разви-тия. Классическим примером этого принципа может служить вывод Л.

Выготского о происхождении внутренней речи взрослого из эгоцентрической речи ребенка.

Как воспитатель учитель постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Отсюда можно утверждать, что индивид изначально социален, и поэтому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем обра-зом, который возникает и существует при непосредственном, здесь и сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта.

Третий принцип педологии -- принцип социального контекста развития. В неявном виде важность социального контекста для разви-тия полноценной личности и получения нормального образования бы-ло ясно давно, в частности, классическое доказательство этого -- опи-сания уровня психического развития детей в сравнении с судьбой Ма-угли.

Тем не менее явное введение этого положения в педагогическую теорию и практику представляло собой важнейший этап их развития. Причины этого во многом связаны с тем, что до настоящего времени в педагогике, психологии и смежных науках, таких, как психогенетика, активно обсуждается вопрос о точном, количественном соотношении наследственных генетических и приобретенных средовых компо-нент личности.

Актуальным, например, является вопрос о том, какой вклад в пси-хическое развитие ребенка дает не максимальное здесь все ясноно небольшое изменение социального контекста. При этом следует также заметить, что по данным психогенетики одно и то же изменение среды дает разный эффект на разных этапах возрастного реферат на тему педагогика и психология ребенка. Одним из наиболее эффективных методов изучения влияния социаль-ной среды и наследственных факторов является метод сравнения пове-дения разлученных монозиготных близнецов.

Монозиготные близне-цы имеют строго одинаковый набор генного материала генов. Такие близнецы идентичны по своему происхождению, так как развиваются после деления одной оплодотворенной материнской яйцеклетки зиго-ты. Такие близнецы развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных раз-ными сперматозоидами отца.

Реферат на тему педагогика и психология 6653

Данные различных психогенетических исследований подтвержда-ют педологический принцип социального контекста, причем показы-вают, что социальная среда влияет не только на уровень развития ин-теллекта, например по критерию IQ, но заметно сказываются и на антропологи-ческих показателях возрастного развития, таких, как рост, мышечная масса, формирование скелета и пр. Исходя из этого, оправдывается и четвертый принцип педологии, говорящий о том, что педагогическая наука должна быть не только теоретической, но и практической прин-цип практической ориентации.

В связи с этим педологи работали в школах, детских садах, различных специальных детских учреждени-ях, в том числе с трудными подростками. Они на практике осуществля-ли работу в соответствии со всеми четырьмя принципами педологии, проводили активное консультирование, занимались психодиагности-кой, работой с родителями.

Психодиагностика и психологическое тес-тирование занимали одно из важных мест в практической деятельно-сти педологов. В середине х годов активное развитие, взлет педологии в Педагогика был прерван, решениями коммунистических руководителей страны педология была практически разгромлена, многие ученые репресси-рованы, судьбы других реферат. По точному диагнозу В. На сегодняшний день практическое изучение влияния тему среды на развитие личности ребенка привело к выделению факторов общесемейного и индивидуального типа.

Влияние общесемейного фактора повышает сходство поведения совместно проживающих чле-нов одной семьи, что, например, может проявляться в демократиче-ском, либеральном или авторитарном стиле семейных отношений. Ин-дивидуальная среда, напротив, усиливает различия членов семьи, реферат.

К факторам индивидуальной среды тему, во-первых, психология называе-мые несистематические факторы, например, такие мощные воздейст-вия, как педагогика и болезни. Ко второй группе социальных факто-ров относятся систематические воздействия, такие, как пол ребенка, очередность рождения, отношения внутри и вне семьи.

С возрастом по мере развития ребенка меняется степень психология на этот процесс различных факторов.

Методы исследования педагогической психологии Методы обучения, самовоспитания, воспитания. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики. А это в свою очередь дает толчок непрерывному движению вперед. Именно путем естественного формирующего эксперимента проводится внедрение новых учебных программ.

Порядок следования реферат на тему педагогика и психология чаще всего определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки.

Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической реферат на тему педагогика и психология.

Различают лабораторный в специальных условиях, с аппаратурой и т. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия особенно в отечественной педагогической психологии форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент.

В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Все рассмотренное показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.

Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.

Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования. Избранные психологические труды. Лубовский — 2-е изд.

Психология Кн. Немов — М. Сколько стоит написать твою работу? Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон. Для уточнения нюансов. Мы не рассылаем рекламу и спам. Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту. Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе. В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. Если в течение 5 минут не придет письмо, пожалуйста, повторите заявку. Отправить на другой номер? Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода - " дипломная работа ". Педагогическая психология Содержание Введение………………………………………………………………………… Предмет и задачи педагогической психологии………………………………4 2.

Методы исследования в педагогической психологии……………………….

6104786

Задачи педагогической психологии В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Тему педагогика задачами педагогической психологии являются: реферат раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психология и личностное развитие обучаемого; - определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения упрочивания в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; - определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия сотрудничество, активные формы обучения и др.

Методы исследования в педагогической психологии Педагогическая психология, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности творчестватестирование, социометрия и др. В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оценка. Заключение Все рассмотренное показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.

Пишем рефераты, курсовые по психологии.

Список использованных источников 1 Ананьев Б. Похожие рефераты:. Место и роль "психологической педагогики" в системе современного научного знания Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки.

Матюшкин 3. Огромное значение играют также позитивные или негативные по своей сути мотивы движут личностью.

Реферат на тему педагогика и психология 6405

В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает, никакой высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие, и не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Чтобы ребенок захотел и смог учиться, успешно развиваться как личность, необходимо, чтобы к моменту прихода в школу, он имел достаточно развитую мотивацию учения.

Ребенок должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Уровень общей осведомленности, словарный запас и сообразительность, сформированность элементарных понятий также должны быть развиты на достаточно высоком уровне, чтобы ребенок мог чувствовать себя успешным в учебной деятельности. Реферат на тему педагогика и психология новообразование возраста — внутренняя позиция школьника которая является мотивационным центром, обеспечивающим направленность на учебу - не сформировано, ребенок может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие.

Если школьник не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая ориентируется только на органы чувствне умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий — ребенок не готов к обучению в школе и учиться ему будет очень трудно, если вообще. Необходимо поддерживать радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижений учащегося со стороны учителя.

Галилео галилей реферат по физикеКомпьютерные преступления дипломная работа
Реферат сухой способ производства цементаРеферат история развития гостиничного бизнеса
Реферат по психологии на тему социометрияГермания в начале 20 века доклад
Деловой речевой этикет рефератРеферат инверторы ведомые сетью и автономные
Курсовые работы по бждРеферат современная экология и ее проблемы

Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Если сравнивать по психической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее. Роль организованного педагогического общения особенно велика, потому что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно учитель. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов.

Психология и педагогика - реферат

Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных взаимоотношений в учебной группе. Каждый преподаватель несет в себе все три, названных К.

Левиным, стиля общения. В зависимости от ситуации один из них выходит на первый план. Если говорить о ярко выраженных особенностях каждого из стилей, то можно предположить такие ситуации. При авторитарном стиле общения педагог властно прикажет ребенку замолчать и чаще брать книгу в руки, чтобы не задавать вопросов, не относящихся к теме урока, а самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы.

Авторитарный учитель рассматривает контрольная работа сложение и как проявление нежелательного самоволия. Исследования психологов показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность. С таким учителем дети не научатся проявлять инициативу, будут нерешительны, реферат, агрессивны между.

При попустительском стиле общения педагог, скорее всего, уйдет от ответа, оставив ребенка с чувством острой неудовлетворенности. Такой педагог самоустраняется из учебно-производственного процесса, снимает с себя ответственность за происходящее. При реферат на тему педагогика и психология стиле общения учитель скажет ученику, что вопрос очень интересный, психология в данный момент он не готов ответить на него, но они могут после уроков вместе зайти в библиотеку и поискать в книгах ответ на интересующий вопрос.

Главной особенностью демократического стиля является то, что учитель тему возможность детям высказываться и принимать активное участие в обсуждении всего хода работы на уроке и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Учитель стимулирует интерес детей к работе, развивая позитивную внутреннюю мотивацию, дети сближаются между собой в личностном отношении.

Наиболее талантливые педагоги нового времени, начиная с И. Гербарта и включая К. Ушинского и П. Уважать педагогика ребенка, его самостоятельность, относиться к нему как к партнеру, видеть в детях заинтересованных, инициативных, ответственных людей, доверять им, и они проявят себя именно такими, какими их видит учитель.

Библиографический список 1.