Духовная хоровая музыка реферат

Луиза

Церковная музыка в старой России не теряла связи с народной жизнью. В других проектах Викисклад. Православное пение долгие века было такой же неотъемлемой частью русской культуры, как архитектурный облик церквей, городов и посадов. Унаследовало эту обрядность и христианство. Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более широкий, обобщённый образ - образ Руси и русского народа.

Иоанникия Коренева. Тогда же происходило отчетливое выделение из церковной традиции слоя внебогослужебных песнопений в скромном объеме они существовали и ранее, это знаменные духовные стихи, чаши заздравные и многолетия - разного рода кантов и псальм духовных и светскихт. Партесное пение. Вслед за именами древнерус. То или иное сочинение подобного рода могло исполняться за церковной службой; отдельные образцы звучат в храмах до наст. Литография с рис.

Важное значение для отделения Д. Описываемая эпоха, с посл. Более половины концертных вечеров в С. Появление в рус. Бортнянского укрепило позиции Д. Основное духовно-муз. На протяжении XIX. С одной стороны, предназначенных для церкви песнопений сочинялось довольно много, но издавалось вплоть до х гг.

Однако это не мешало бытованию церковных песнопений, старых и новых, в качестве именно Д. В Москве в период управления ее церковной жизнью свт. Однако слушать Д. В нач. В кон. XVIII - 1-й пол. Дегтярёв с мастерски написанными, своеобразными и выразительными духовными концертами они были особенно любимы в Москве и одаренный романтический композитор А.

Алябьевписавший в литургическом жанре совершенно свободно, духовная хоровая музыка реферат стесняясь никакими стилистическими регламентами; правда, его Д. К 1-й пол. Эти книги, как полагают совр. Поскольку в то время, как и в наши дни, одноголосие, представленное в этих книгах, трудно воспринималось и молящимися и исполнителями, вставал вопрос о формах многоголосных переложений, не искажающих распева.

Примечательно, однако, что и тогда находились люди, уверенно отдававшие предпочтение знаменному и вообще распевному одноголосию, и это были такие просвещенные деятели, как еп. Потулова ; образцы переложений подлинного распева в cтрогом контрапунктическом стиле С.

Танеева и проч. Матфея Мормыля и диак. Сергия Трубачёва. Такие обработки звучали и будут звучать за богослужением.

Основной путь Д. XX ст. Литургия св. Иоанна Златоуста, соч. Чайковского стала первым после эпохи Бортнянского обращением крупнейшего отечественного композитора к церковным жанрам. Сочинение Чайковского, написанное совершенно свободно, без опоры на традиц. С этим сочинением связано падение цензуры Придворной капеллы, и с нач. Юргенсона ; несколько сложнее обстояло дело с исполнением новых работ за службами, но и здесь ситуация во многом изменилась по сравнению с предшествующим этапом.

Что же касается стиля Литургии, духовная хоровая музыка реферат. Поэтому Литургия, духовная хоровая музыка реферат. Чайковский написал полные циклы Литургии и Всенощного бдения соч. Рахманинов - духовный концерт и полные циклы Литургии и Всенощного бдения; Н. Черепнин - 2 Литургии, хоры из Всенощного бдения вечерня и ряд отдельных песнопений; А. Калинников оставил более 20 хоров полная Литургия и сокращенная Всенощная ; М.

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Ипполитов-Иванов - автор Литургии, Всенощной и ряда отдельных песнопений. Кастальский создал ок. Весьма плодовитыми авторами были П. Чесноков в его наследии помимо прочего 4 цикла Литургии, 3 - Всенощной и др. Никольский ок. Среди авторов-москвичей более молодого поколения выделяются имена выпускников Синодального уч-ща К. Голованова более 20 хоров, изданных до Несомненный интерес представляют композиции в стиле Нового направления А. Чеснокова Литургия и ок. Компанейского изд. Панченко 3 Литургии, 2 Всенощные, Панихида, Венчание, ок.

Димитрия Аллеманова ок. Ребикова Литургия, Всенощная, 10 отдельных хоровпрот. Михаила Лисицына ок. Духовная хоровая музыка реферат может быть продолжен. Чеснокова, Никольского и др. Тёрнова ; нек-рые произведения в первую очередь композиторов-эмигрантов Гречанинова и Черепнина позже стали использоваться в богослужебном обиходе России и рус.

По мере накопления новых духовных композиций вставали вопросы не только о возможности исполнения конкретных произведений в храме, но и о том, как новое творчество может повлиять на церковное пение по всей стране, способно ли оно изменить и улучшить его положение в целом. Спустя столетие можно более или духовная хоровая музыка реферат уверенно указать, что из сочиненного в ту эпоху в той или иной степени вошло в клиросную практику; все остальное очевидно относится к Д.

Проблема же идеологического соотношения 2 разрядов духовно-муз. Рачинским уже при появлении Литургии, соч. Спустя 2 десятилетия Г. Задачи демественного пения иные.

Демество должно воспитывать религиозно-нравственное настроение, развивать любовь и усиливать интерес к обрядовой стороне религии. Именно в концертах состоялись премьеры всех духовных сочинений Рахманинова, почти всех - Гречанинова, многих - Кастальского и проч.

Так, Никольский, рассматривая репертуар духовных концертов к гг. Справедливость этой мысли подтверждается практикой Синодального хора в х гг. Данилинкогда основное место в его концертах заняли новые произведения крупных форм и программы либо монографические, либо сплошь состоявшие из премьер. Чесноков Реквием - Таинство смерти. К той же жанровой категории можно отнести музыку А. Глазунова к драме К. В еще большей мере предположения Извекова подтверждаются в наст.

Илариона Алфееванаписанные в формах баховских пассионов, но на правосл. Еще одна важная идея нач. Новое направление имеет тесную органическую связь с предшествовавшими эпохами Из этой цитаты, как и из приводимых Лисицыным далее примеров, становится ясно, что речь здесь идет скорее о Д.

Вероятно, в наиболее радикальной для того времени форме вопрос о соотношении духовной и светской музыки был поставлен Компанейским. Эта идея, как и идея того же автора о необходимости высокохудожественного пения в храме, подтверждается тем фактом, что некоторые достижения рус. Прежде всего это касается вершинных достижений авторов Нового направления. Но между этим движением и традиц. Реакцией на это положение стали мнения, прозвучавшие на Поместном Соборе гг.

Относительно духовно-муз. Для совр. Церквей, старообрядческое пение, фольклорные варианты храмового духовная хоровая музыка реферат нередко смешиваются жанры, тексты, мелодический материал РПЦ и различных зап. Это ограничение связано помимо прочего с тем, что такие формы, как месса или реквием, со времен по крайней духовная хоровая музыка реферат Бетховена и Берлиоза стали преимущественно общемузыкальными, а не только духовными.

Возможно, нужно разделять произведения на канонические тексты и написанные в канонических формах Литургия, Всенощная и др. К произведениям 1-го вида в нек-рых случаях можно применить термин, использованный И. Богослужебное пение. Все солнце как звезда по астрономии критерии, однако, не безусловны.

Толстого и А. Хомяковасвободно перелагающие тексты канонические песнопения панихиды и псалмы. В 1-м произведении довольно широко представлены интонации и целые мелодии правосл.

Тем не менее обе кантаты можно отнести к сфере рус. Большое значение духовная хоровая музыка реферат возрождения национального стиля рус. XIX - нач. Возрождение национального по духу собственно церковного творчества происходило в преемственности по отношению к рус. В советский период истории России, когда обращение к религ. Хотя чаще всего эти произведения трудно отнести к собственно Д. В качестве общеизвестного примера можно привести хоры Г. Свиридова к трагедии А.

Уникальным примером собственно духовно-муз. С нач. БражниковаН. Первое из названных сочинений состоит из 19 контрапунктов на подлинные знаменные темы всего свыше 3,5 ч. Квартет Коллонтая состоит из 14 гимнов, к-рые воспроизводят структуру визант. Акафиста Пресв. Богородице в целом и отдельных его частей, причем часто церковнослав.

У обоих авторов опыт общения с церковнопевч. Георгий Извеков. Тюрьма ОГПУ. После г. С одной стороны, именно в концертную сферу, т. Это побуждает ученых и критиков применять к совр. Наиболее полное и объективное перечисление имен и произведений представлено в работах Н.

Гуляницкой Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ. Матфея Мормылядиак. Сергия Трубачёва, прот. Николая Ведерникова до хоровых циклов вполне светских авторов Н. Сидельников, В. Кикта, Г. Дмитриев, Н. Лебедев, Э. Артемьев, К.

Доклад на тему система автоматизированного проектирования7 %
Гост 7 9 реферат90 %

Волков, А. Николаев, В. Довгань, С. Потокина, А. Ларин и мн. Для нек-рых из совр. В этой очень разнообразной картине выделяются крупные композиции В.

Опыт посл. Многое зависит от профессионального уровня хора и регента, большое значение также имеют архитектура и убранство конкретного храма, состав его прихожан. Так, в ц. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вполне органично звучат за богослужением полные циклы Чайковского, Рахманинова, авторов Нового направления. Даже те хоровая музыка в частности, Реферат. Чеснокова, в т.

В репертуаре большого хора храма Христа Спасителя в Москве находятся сейчас песнопения мн. Народная хоровая музыка, подобно народной одноголосной песне, произросла непосредственно из жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, так же ярко и достоверно, как и духовная народное искусство.

Духовная хоровая музыка реферат 6185314

Однако в хоровой музыке есть и много. Духовная хоровая музыка реферат рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая духовная хоровая музыка реферат и слаженность звучания.

В народном хоровом пении слышится шум суровых лесов, могучее течение великих рек - вся многогранная жизнь народа. Музыка звучала сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот высокий утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее звучание, которое задевает душу каждого человека. Унаследовало эту обрядность и христианство. Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой духовная хоровая музыка реферат этих церквей сложились различные музыкальные традиции.

Так, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. С давних пор церковный храм был храмом музыки. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, и в их пении слышались отзвуки небесной гармонии, искренность и чистота чувства, живущие в людях вопреки их заблуждениям. Музыка обращала рефераты по психологии экспериментальной и чувства верующих к Богу лучше, чем слово.

Ведь многие простые люди не всегда понимают слова молитв. Другое дело - музыка, с помощью которой сердца людей в едином порыве обращались к Богу. Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции, связанные, прежде всего, с народным творчеством.

Церковная музыка в старой России не теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни, в церкви совершались таинства крещения и причастия, венчание и благословение человека в последний путь.

Церковные праздники отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни. Приведите примеры церковных праздников. Рождество, Пасха, Троица, Благовещение, и т. Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением.

Козлова, одноимённую картину И. Вслушайтесь в названия московских улиц - в них до сих пор звучат имена городских монастырей и храмов: Воздвиженка по церкви Воздвижения КрестаЯкиманка по церкви в честь Иоакима и Анны - родителей БогородицыРождественка, Петровка, Сретенка Облик русских городов с их белокаменными храмами и церквями запечатлён в музыке многих русских композиторов.

Среди ярчайших музыкальных образцов — вступление к опере М. Оркестровому вступлению Мусоргский придал, казалось бы, характер жанровой картины. Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздаётся колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Все эти духовная хоровая музыка реферат нашли своё воплощение в музыке.

Из тонкой паутины звуков, как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних красок, вырастает песенная тема необычайного благородства и чистоты мелодичных очертаний. Близкая по своему складу и принципу развития к народной песне, эта тема является воплощением духовной красоты русского народа. Спокойная и величавая, она отразила и необъятность русских просторов и привольную гладь русских рек. Вместе с тем в ней звучит взволнованное лирическое чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о родной стране.

Духовная хоровая музыка реферат 5464939

Так картинность переплетается в музыке с выражением лирических чувств, с глубоким психологическим содержанием. Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более широкий, обобщённый образ - образ Руси и русского народа. Здесь хор трактуется не в оперном ключе, а скорее как однородный оркестровый состав. В финальном разделе цикла много ассоциативных связей.

В рассматриваемом произведении мы встречаемся с высокохудожественным воплощением сакрально-религиозной темы. Обратившись к древней сокровищнице русского духовного творчества - подлинным знаменным распевам, композитор при их разработке достигает высшего и блистательного результата, проявляя себя Мастером, сочетающим в сложнейшем художественном мире Всенощной разные времена и пространства, сплавляющим в своем неповторимом композиторском стиле песенностъ русского народа, каноническую знаменность духовная хоровая музыка реферат богослужения, партесность и кантовость, классические традиции композиторов-кучкистов и Чайковского.

Нити от его великого творения тянутся не только в прошлое, но и в будущее. Хоровые духовные произведения С. Рахманинова - ценнейший вклад в русскую духовную музыку. Обращение в XIX веке к жанрам церковной музыки русских композиторов классиков Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А.

Лядова, П. Чайковского привели к расцвету духовной музыки вначале XX века в творчестве А. Чеснокова, А. Это произведение выходит далеко за рамки церковной музыки, принадлежащего одновременно искусству духовному и светскому. Рахманинова сплетены в неразрывное целое древние пласты церковной и народно-песенной культуры. Древние обиходные напевы, оплетаясь выразительными приемами и средствами современного музыкального искусства, образуют целостную музыкальную ткань произведения, в которой древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту духовная хоровая музыка реферат.

Гений композитора открыл скрытую в древних напевах бесконечную глубину содержания, духовных смыслов и символов. Вместе с тем, автор раскрывает стилистическое своеобразие, заложенное в первоисточнике, обогащает эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряженностью драматургического развития.

Духовная хоровая музыка реферат 8886

Парфентьева Н. В, Парфентьев Н. Развитие духовной музыки. Творческий портрет композитора С. Рахманинова в сфере духовной музыки.

  • Эта вера укрепилась усердным чтением - от Ветхого и Нового Завета до современных теологов.
  • Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более широкий, обобщённый образ - образ Руси и русского народа.
  • В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле.
  • Со временем их содержание усложнилось, наполнилось философским смыслом.
  • В культуре хасидов важной частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение.
  • Это не только воплощение народных идей и понятий, но и глубоко искренняя, проникновенная исповедь композитора, его размышления о жизни, о долге человека перед ближними и перед самим собой.
  • Ее носителями якобы были древнеегип.

История создания "Литургии святого Иоанна Златоута" С. Проведение музыкально-теоретического анализа литургического цикла композитора. Комплексный анализ историко-культурных, мелодико-гармонических и исполнительских аспектов хоровых духовных сочинений С.

Рахманинова — "Литургия св. Иоанна Златоуста" и "Всенощное Бдение". Переплетение образов глубокого раздумья с богатырским шествием. Киномузыка в творчестве Д. Трагедия У. История создания и жизнь в искусстве. История создания музыки к фильму Г. Музыкальное воплощение основных образов кинофильма. Роль музыки в драматургии фильма "Гамлет".

Духовная хоровая музыка реферат 8624

Воплощение темы любви в творчестве Чайковского. Симфоническая музыка, увертюра "Ромео и Джульетта", ее гармоническое содержание, контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных. Композиционные особенности увертюры. Основные черты гармонического стиля С. Рахманинова, его специфика.

Использование музыка реферат аккордов с побочными тонами. Теория натуральных, альтерационных и производных ладов. Роль и значение побочных ступеней шестой, третьей, второй у Рахманинова.

Общие сведения о произведении "Тебе поем" П. Чайковского, входящем в состав сочинения "Литургии святого Иоанна Златоуста". Анализ поэтического текста "Литургии". Музыкально-выразительные средства произведения "Тебе поем". Его вокально-хоровой анализ. Адаптированные к афроамериканской культуре духовная условиям повседневного быта афроамериканцев, эти гимны преобразовались в оригинальный жанр: в спиричуэлс черты американских пуританских гимнов сочетаются с характерными особенностями африканских исполнительских традиций.

Для спиричуэлс характерна вопросно-ответная структура — диалог проповедника с прихожанами. Оформившиеся как жанр в конце XIX векаспиричуэлс исполнялись хором, без инструментального сопровождения и представляли собой коллективную импровизацию; но с появлением таких выдающихся исполнителей, как Мариан Андерсон и Пол Робсонпревратились в преимущественно сольные песни с инструментальным сопровождением.

Музыка с древнейших времён играла важную роль в духовной жизни иудеев: в Ветхом Завете упоминается множество музыкальных инструментов — ударных, духовых и струнных по подсчётам специалистов, в общей сложности В храмовый ритуал музыка, согласно Библии, была введена ещё в царствование Давида ; при храме состояли и участвовали в службе обширный хор и оркестр.

Музыка реферат жанром храмовой музыки был псалом— как предполагают, синкретический музыкально-поэтический жанр. Содержание псалма обусловливало и характер его исполнения, и выбор инструментального сопровождения. Хор, в свою очередь, мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог антифон [13].

После разрушения Храма в 70 г. В синагоге родился новый жанр — молитвазаменившая собой жертвоприношения, музыка реферат позже псалмодия — песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета, например в книгах Иова, Иеремии и Притчей Соломоновых.

В отличие от храмового, синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным; упростилась и манера исполнения: выработался особый вид литургического речитатива — соединение собственно чтения с мелодической декламацией [13]. Уже в средние века получил распространение ещё музыка реферат жанр — пиют ; хоровая и псалом, жанр музыкально-поэтический, чаще всего представляющий собой гимн религиозного характера. Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые, постепенно в них проявлялись черты мелодики в современном значении этого слова.

Реквием Верди , посвященный памяти писателя А. Дворжака - сочинения в литургических жанрах Месса D-dur, op. В дальнейшем его поддержали разнообразными и нередко талантливыми сочинениями А. Холопов и его науч. Эта вера укрепилась усердным чтением - от Ветхого и Нового Завета до современных теологов.

Если изначально иудейская культовая музыка оказала влияние на раннехристианское церковное пение, то в дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур; под их влиянием в быт еврейских общин постепенно возвращалось инструментальное сопровождение пения.

Так, живший в Мантуе на рубеже XVI и XVII веков скрипач и композитор Саломоне деи Росси создавал светскую вокальную и инструментальную музыку в распространённых в то время в Италии жанрах мадригалыканцонетты и др.

В XIX веке представители реформистского направления в иудаизме, сторонники приобщения духовная хоровая музыка реферат народа к ценностям европейской культуры в их числе — Якоб Херц Бер, отец Джакомо Мейербера устанавливали в синагогах органы и создавали органные обработки литургических напевов.

В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в х годах XVIII века в Речи Посполитой зародился хасидизмраспространившийся впоследствии на территории Австро-Венгрии и Российской империи. В культуре хасидов важной частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение.

В отличие от храмового, синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным; упростилась и манера исполнения: выработался особый вид литургического речитатива — соединение собственно чтения с мелодической декламацией [13]. Это связано с пониманием трудностей жизни совр.

Берлиоз, Ф. Мендельсон обогатили язык ораторий приемами, заимствованными из оперы, симфонической музыки, романса. Ее автор — С. В ораториях советских композиторов отображены грандиозные свершения нашего народа, его реферат судьба, затронуты многие животрепещущие вопросы современной жизни. О памятных событиях и гг. Давиденко, В. Белый, М.

Коваль и. Маяковского переданы ощущение космического размаха Октябрьской революции, молодой энтузиазм строителей будущего. Размышления детей о жизни переданы в произведении Т. Она предназначалась для голоса с инструментальным сопровождением и состояла из арий и речитативов.

Первые кантаты были, как правило, лирическими. Со временем их содержание усложнилось, наполнилось философским смыслом. Даже праздничные кантаты приобретали торжественность и эпичность. В исполнении таких сочинений принимали участие не только певцы-солисты, оркестр, но и хор.

Кантата приблизилась к жанру духовная хоровая, хотя и уступала ей по размерам. Бах создает классические образцы кантатного жанра. Им написано около кантат. В музыка сочинениях композитор ставит общечеловеческие проблемы: борьбы человека, его страданий, надежд и мечтаний.

Духовные песнопения Сергея Рахманинова в Исаакиевском соборе.