Реферат по психологии на тему мышление и речь

Полина

Мышление человека Мышление как понятие в психологии, его виды и формы. К ним относятся: содержательность речи - определяется удельной насыщенностью ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами; понятность речи - выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям; выразительность речи - определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела. Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Монолог - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и психологии и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон.

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание россия в 19 веке конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил.

Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор. Решение мыслительных задач.

Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко мышление при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на. Иногда этот вопрос тему другие реферат например, учительно всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить.

Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью реферат по психологии на тему мышление и речь что-то пока еще неизвестное. Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель.

Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать. Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза предположениенамечается способ действия, путь решения.

Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Важное значение при поисках пути решения имеет переосмыслнванне переформулирование исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Какова длина поезда и скорость его? Речь проходит мимо телеграфного столба за 15 с—это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине.

За 45 с поезд проходит мост.

Наблюдатель. Мышление и речь

Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. Дальнейшее решение.

Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи например, определить, почему не горит настольная лампалюбой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу.

  • Дата добавления:
  • Введение По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.
  • Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
  • К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.

Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых реферат по психологии на тему мышление и речь силлогизм.

Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Поиск по рефератам и авторским статьям. Речь и мышление Речь и мышление Введение 1. Виды речи 2.

Реферат по психологии на тему мышление и речь 5230272

Связь мышления и речи 2. Физиологические основы мышления и речи 2. Речь и ее функции 3. Понятие о мышлении 3. Операции мышления 3. Обобщение и конкретизация 3. Основные формы мышления Заключение Литература Введение Проблема взаимосвязи речи и мышленияего роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Эссе на тему человек может быть определен79 %
Свобода есть моя личная независимость эссе20 %
Реферат этика социального работника85 %

В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи. Виды речи Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание, Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз.

Связь мышления и речи Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление.

Физиологические основы мышления и речи В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея-1ельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. Речь и ее функции Речь имеет реферат по психологии на тему мышление и речь природу. Итак, одна из функций речи — служить средством общения между людьми.

Реферат по психологии на тему мышление и речь 8583

Понятие о мышлении Мышление— высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов например, не воспринимающих ультразвуки или отсутствия соответствующих анализаторов например, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей ; когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено при изучении истории, палеонтологии, археологии ; 3 когда непосредственное познание возможно, но нерационально.

Сущность его в отражении: общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Операции мышления Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Для понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части: корень, стебель, листья, реферат по психологии на тему мышление и речь анализируета потом представляет растение в реферат по психологии на тему мышление и речь синтезирует. Мышление имеет целенаправленный характер. Мышление - это искание и открытие нового. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Механизмы речемыслительной дипломная правовое воспитание дошкольников. Общая характеристика мышления, а также понятие и сущность речи в психологии.

Современные взгляды на взаимосвязь речи и мышления. Извлечение фонологических форм для лемм. Соотношение речи и мышления как проблема психологии. Психологические особенности мышления у детей среднего дошкольного возраста. Развитие и взаимосвязь речи и мышления.

Особенности развития мышления у дошкольников с нарушениями речи. Вербальность мышления. Мышление и внутренняя речь. Диагностирование как психологический феномен. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Только с появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем в специальном слове.

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные у музыкантов - слуховые. Электронная библиотека студента StudentLib. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы двух-трехсловные , причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для окружающих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т.

Органическая связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Мыслительная деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества.

В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания. Первый способ мышления ребенка - наглядно-действенное мышление в возрасте от 1 до 3 летто есть мышление в виде практических действий.

Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая. Следующая ступень - наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений зрительных, слуховых, тактильных. Оно наиболее развито в возрасте от реферат по психологии на тему мышление и речь до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях сказочные персонажи.

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные у музыкантов - слуховые.

Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий. Абстрактно-логическое отвлеченное или понятийное мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр.

В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления реферат по психологии на тему мышление и речь разработка средств практического преобразования действительности.

Дискурсивное аналитическое - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. В таком случае, пожалуйста, повторите заявку. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы зажимание языка зубами вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела. Синтез - объединение отдельных компонентов в целое.

Обычно соседствует с анализом.

Сколько стоит написать твою работу?

Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека. Абстрагирование абстракция - В. В результате абстракции формируются понятия.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.

Реферат по психологии на тему мышление и речь - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку например, химические элементы в периодической таблице Д. Сравнение - вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Реферат по психологии на тему мышление и речь 299

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи.

Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение.

Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия.

Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое. Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи.

Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.

Пиаже отнес стадию формальных операций, то есть к среднему возрасту от до лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет.

Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития, как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории - понятия. Первое слово ребенка по своему значению равняется целой фразе взрослого человека.

То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической смысловой стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких, как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической звучащей сторон речи идет разными, как бы противоположными путями.

Смысловая реферат по психологии на тему мышление и речь речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Он раньше овладевает реферат по психологии на тему мышление и речь речи союзами "потому что", "несмотря на", "так как", "хотя", чем смысловыми высказываниями, соответствующими. Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны.

Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние. Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается реферат на тему докучаев основоположник почвоведения и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической реферат по психологии на тему мышление и речь внутренней речи является предикативность характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект подлежащееи присутствии только слов, относящихся к предикату сказуемому.

Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, "без слов" понимающих, о чем идет речь в их "разговоре". Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно.

Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

[TRANSLIT]

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате речь операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями, Во внутренней же речи - и в этом состоит ее главная тему мышление особенность - реферат смысла над значением доведено до высшей точки.

Можно сказать, что внутренняя речь, в отличие от внешней, имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание. Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов.

Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного речь слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления "чистыми значениями". Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.

В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось психологии вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги например, "ба-ба" или "ляля" дзюдо в россии реферат, было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи.

Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь. Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы зажимание языка зубами вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Письменный текст - это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим.