История Храма Александра Невского

История России, её духовное и культурное развитие неотделимы от Русской Православной Церкви.

В 1799 году по Высочайше утверждённому 16 октября докладу Св. Синода в пределах Оренбургской губернии была учреждена самостоятельная епархия отделена от Уфимской. В Оренбуржье учреждается Оренбургское духовное училище, повсеместно строятся монастыри и храмы. На 1907 год в пределах Оренбургской епархии числилось 981 православное здание (церкви, молитвенные дома и часовни).

С установлением советской власти государство взяло резкий курс на уничтожение церкви. Это привело к уничтожению церковного имущества, репрессиям духовенства, разрушению церковных знаний. Согласно отчёту уполномоченного по делам Русской Православной Церкви Чкаловской области в 1944 году в области не осталось ни одной действующей церкви. Однако, к концу Великой Отечественной войны сталинское правительство предприняло некоторые шаги к возрождению церковной жизни.

Времена «Хрущёвской оттепели» не принесли улучшение церковно-государственным отношениям, строители коммунизма снова стали строго ограничивать влияние Церкви на общество.

Возрождение и активное строительство храмов начинается только в 90-е годы XX столетия.

В 2005 году общее количество приходов -176, из них открыто в этом же году - 7.

К сожалению, в этом списке нет каменного храма св. благоверного князя Александра Невского в селе Александровка, нуждающегося в реставрации.

История строительства и разрушения храма

Село Александровка Грачёвского района возникло во второй половине XVIII века среди степей, холмов и лесов. В 1855 году оно принадлежало петербургскому аристократу Николаю Яковлевичу Стобеусу. По его инициативе в этом же году был возведён красивейший храм в честь Александра Невского. Красного кирпича, с четырьмя звонницами, со стрельчатыми высокими окнами и такими же входами, мозаичным полом и фресками известных художников. Уникальное сооружение увенчано куполами и крестами, которые показывают точное направление - север-юг. Высокие колокольни похожи на пики, а свод - на островерхий боевой шлем великого князя Александра. Рядом с храмом заложили пруд, который местные крестьяне окрестили Чудским озером. В своё время звон колоколов слышен был на тридцать вёрст.

Существует загадка, которую до сих пор никто не смог разгадать. Храм в Александровке как две капли воды похож на такой же, в Нижнем Новгороде, но выстроенный позднее (8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма, 20 июля 1881 г. собор освятили в честь Александра Невского). Есть предположение, что оба строения вероятнее всего проектировал Лев Даль - родной брат и архитектор в одном лице известного фольклориста Владимира Даля. Братья могли свести знакомство с именитым придворным в Санкт - Петербурге. Там-то и договорились, видимо, о строительстве большого храма.. Назвать который решил в честь небесного покровителя старшего сына - Великого князя Александра Невского. Именно так рассказывает в своём очерке «Тайны старого альбома» Вера Арнгольд, писатель и журналист. Но если мы откроем Википедию, то узнаем, что Лев Владимирович Даль - это сын составителя словаря русского языка Владимира Даля. В 22 года он, не окончив курса в университете, вступает в Стрелковый полк Императорской Фамилии, выдержав юнкерский экзамен, и с декабря 1855 г. по апрель 1856 г. находится в войсках действующей армии. Конечно, эскизы храма он мог сделать ранее. Но есть ещё один храм в Арзамасе, своим видом напоминающий храм Александра Невского. Этот храм построил тесть Николая Яковлевича Стобеуса купец Александр Михайлович Заяшников в память о младшей дочери. Александр Михайлович заказал проект самому известному в империи архитектору Константину Андреевичу Тону - автору храма Христа Спасителя в Москве. Проект был подготовлен и подписан самим Тоном, но в 1846 году. В возрасте 52 лет Заяшников скоропостижно уходит из жизни, а все тяготы со строительством легли на плечи супруги покойного Любови Степановны и его зятя Стобеуса Николая Яковлевича.

Какие только испытания не выпали на долю храма.

8 ноября 1917 года наступили чёрные времена для православия. Имущество разворовывалось, растаскивалось, постройки уничтожались, русские святыни осквернялись. Не избежал этой участи и храм Александра Невского.

В 1929 год закрыли храм. А потом кто-то из сельчан позарился на колокола, их сбрасывали с громким гулом на землю. Два трактора за верёвку тащили кресты, но так и не смогли сорвать, только один погнули. Внутрь строения ссыпали пшеницу, для этого пробили свод, а затем ворота, чтобы машинам легче было проезжать. Когда пшеница оседала, царапала стены. Тракторы, которые заезжали в здание, разворотили весь пол. Долгое время в храме стояла зернодробилка. И он выдержал, выстоял!

Возрождение храма. Хождение по «мукам» защитников храма

Когда у старосты храма Анатолия Кузьмина погиб старший сын, он, безутешный отец, взялся за восстановление памятника - сердце позвало. Он сплотил вокруг себя общину: люди вычистили святое место от мусора, заделали высокие окна целлофаном. Теперь Анатолий Петрович в одиночку хлопочет о сборе средств для реставрации храма. Понемногу стали выдавать деньги храму, но это были копейки. Жители Александровки пытаются как-то помочь церкви (их мечта: увидеть храм отреставрированным). Весной и осенью через дырявую крышу и остовы куполов течёт вода, размывая чудом сохранившуюся великолепную лепнину под куполом и редкие старинные фрески. Памятнику культуры выделено 100.000 рублей (при составленной смете на ремонт и восстановление в 1.200.000 рублей).

Сегодняшний день храма

Сегодня об этом архитектурном памятнике много пишут в Оренбургских СМИ. Журналист Вера Жидкова стала настоящим защитником храма. В газете «Южный Урал» и «Оренбуржье» появляются её статьи о храме, она несколько раз приезжала в Александровку, после одной из поездок появился её репортаж о том, как освящали икону святого Александра Невского, искусно написанную православной художницей Юлией. Освящал икону настоятель храма бессрр. Космы и Дамиана села Грачёвка иерей Олег Быков. Прихожане пришли полюбоваться и поклониться святой иконе. Церемония освящения прошла очень торжественно и благоговейно. Люди по очереди подходили приложиться к «ножкам» святого князя. Его лик смотрел ласково и проникновенно, и бабушки в Грачёвском храме прослезились.

«... Честное слово, - пишет далее Вера Жидкова, - я несколько раз до этого видела наш крестный ход с иконой, будто наяву. Слышала пение: «Преподобный отче Александре, моли Бога о нас!». Наконец-то храм обретает настоящего защитника, а теперь и все напасти разойдутся, и с ремонтом обязательно дело сдвинется, и хорошего, доброго батюшку в храм определят».

Затем икону перевезли в село Александровку. Жители хлебом солью встречали её прямо на горе, занесли в храм, поставили у алтаря, прочитали акафист святому благоверному князю Александру, отец Олег произнёс прочувствованную проповедь о том, что храм обрёл защитника. А по сему у александровцев ныне наступила новая эра духовного развития и становления. Но икону всё же унесли в дом старосты. Храм находится в ремонте. Это было в 2005 году.

Писал о храме и корреспондент газеты «Призыв» С. Кондротенко. В «Призыве» был опубликован расчётный счёт для пожертвований на его восстановление. 15 марта 2007 года мы побывали в Александровке. Впечатление от этого уникального сооружения неизгладимое. Храм притягивает, его величие восхищает. От старосты прихода Анатолия Петровича Кузьмина мы ещё раз услышали его трагическую историю. В храм нас проводили учителя Александровской школы Вивтоненко Лидия Александровна и Желтякова Лариса Валерьевна, которые с сожалением говорили о том, что нет никаких подвижек в деле реставрации храма. Прямо на мозаичном полу храма - аккуратные штабеля по-хозяйски сложенных досок, ещё есть железо - это весь строительный материал, который имеется в наличии. Всё это было приобретено в год 150- летия храма. После славного юбилея прошло почти два года...

Легенды храма

За долгие годы борьбы за восстановление храма сложилось множество легенд о нём.

Вот только некоторые из них:

  • Однажды путники, выезжая из Александровки на «Газели, чуть не застряли на заснеженной дороге, попав в буран. Никто бы их не вытащил, замёрзли бы. Пятеро человек боролись со стихией только собственными силами, откапываясь руками и ногами, так как даже лопаты не было. Они стали отчаянно молиться благоверному князю, чтобы он помог. Шофёр очень удивился, что микроавтобус смог выскочить на дорогу. «Со мной никогда такого не бывало», - сказал он.
  • Существует легенда о том, что местный директор школы стрелял в лики святых, возвращаясь с охоты, а кто-то из колхозников разорял храм, снимал колокола. Говорят, что всех их постигла горькая участь - рано умерли, да и не в почёте.
  • Старожилы рассказывают, что родственники погибших, войдя в храм, слышат хоровое пение молитв.